Режимы, в которых эксплуатируются двигатели ЯМЗ 238, порой оказывают роковое влияние на срок их полезной службы. Естественно, каждый производитель, в том числе и Ярославский моторный завод, старается застраховать изготавливаемую технику от различных нештатных ситуаций. Тем не менее, всех возможных особенностей и нюансов последующей эксплуатации конкретного мотора даже опытные инженеры предположить не в состоянии.
Так, например, запуски и прогревы двигателя ЯМЗ 238 при низких температурах, когда ощутимо нарушаются условия смазки – не только подшипников, но и цилиндро-поршневой группы (поскольку обогащенная топливно-воздушная смесь способствует смыванию масла с внутренних стенок цилиндров), вовсе не добавляют ему ресурса и долговечности.
Также негативно отражаются на силовом агрегате и относительно короткие поездки, чередующиеся с достаточно длительными остановками. Подобного рода режим провоцирует ухудшение смазывающих свойств ГСМ и прямо ведёт к отложению на внутренних стенках всех каналов разного рода соединений.
Весьма плохо влияют на ресурс и длительные по времени зимние стоянки грузового автомобиля. Если не применять специальные защитные меры, стенки цилиндров будут подвергаться коррозии, после чего, естественно, износ узлов и деталей будет резко ускоряться.
Указанные выше причины понижения ресурса работы двигателей ЯМЗ вполне закономерны. Из практического анализа известно, что в любой технике подавляющее количество отказов проявляется именно в процессе пуска или остановки устройств и механизмов. Самый простой пример — вспомнить, в какой момент обыкновенно перегорают обычные электрические лампочки. Именно по этим причинам автомобили с длительными непрерывными интервалами работы двигателя (к примеру, такси или дальнобойные грузовые машины) имеют ресурс, заметно превышающий среднестатистические показатели. Так же точно «рваная» манера городских поездок, с частыми и резкими чередованиями команд газ-тормоз способна значительно снизить ресурс дизельного двигателя в сравнении с его достаточно плавным функционированием на загородных трассах с многополосной структурой движения.
Ну и естественно, двигатель ЯМЗ, как и любые другие агрегаты автомобиля, плохо переносит бездействие, поскольку оно не только не способно добавить мотору ресурса (хотя многие ошибочно так и полагают, консервируя свои транспортные средства на зиму в гаражах), а, совсем напротив, ощутимо снижает показатели его долговечности, приводит к возникновению разнообразных неисправностей и дефектов.